Тема III.

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД


1.Септаккорд - совокупность четырех звуков, расположенных по терциям.
Между крайними голосами такого аккорда образуется интервал СЕПТИМА. Если это септима большая, то и септаккорд называется БОЛЬШОЙ. Если это септима малая, то и септаккорд - МАЛЫЙ.
В основании каждого септаккорда образуется трезвучие. Название трезвучия также входит в название септаккорда. Наиболее распространены из них:

Малый мажорный - Б35 + 3м.
Малый минорный - М35 + 3м.
Полууменьшенный - УМ35 + 3б.
Уменьшенный - УМ35 + 3м.
Большой мажорный -Б35 + 3б.
Большой минорный - М35 + 3б.

Септаккорды могут находиться на любых ступенях тональности. Поэтому ступеневая принадлежность становится определяющей для обозначения септаккордов. Например, септаккорд второй ступени обозначается II7, септаккорд третьей ступени - III7 и так далее.
2. Септаккорд на пятой ступени натурального мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд, так как в его основании находится трезвучие пятой ступени (доминанта). Обозначается аккорд римской цифрой V, указывающей на принадлежность к пятой ступени, и арабской цифрой 7, указывающей на четырехзвучный состав, крайними голосами образующий интервал септиму. D7 - доминантсептаккорд.
Интервальный состав равен 3б + 3м + 3м. Разрешение аккорда - в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном.
Построение аккорда в тональности:

- определить ключевые знаки,
- найти пятую ступень,
- от V ступени расположить четыре звука по терциям,
- если это минор, повысить терцовый тон,
- приму, терцию, квинту разрешить в утроенную тонику,
- септиму разрешить на ступень вниз.

Построение аккорда от заданного звука осуществляется в том же порядке, но первым действием следует определить тональность (заданный звук это и есть пятая ступень), затем поставить ключевые знаки.
Интонирование аккорда: по камертону настроиться в нужную тональность, голосом найти ее пятую ступень, от нее сольфеджировать мажорное трезвучие, допеть к нему 3м (минорное наклонение). При разрешении следует внутренним слухом найти тонику, при пении ее утроить и допеть к ней соответствующий минорный или мажорный терцовый тон.
Особенности четырехголосного изложения D7-аккорда.
В басу находится только прима аккорда. Терция, квинта и септима могут в любом порядке распределиться по голосам: тенор - альт - сопрано, образуя разные мелодические положения D7-аккорда и разные его расположения.

3. Обращения D7-аккорда
В результате поочередного переноса нижних звуков септаккорда образуется три его обращения:

квинтсекстаккорд (D56),
терцквартаккорд (D34),
секундаккорд (D2).

В обращениях септаккорда всегда присутствует секунда. Ее верхнее местонахождение указывает на квинтсекстаккорд при определении на слух. Секунда в середине указывает на терцквартаккорд, а секунда в основании - на секундаккорд.
D56 находится на VII ступени натурального мажора и гармонического минора. Интервальный состав равен УМ35 + 2б. Разрешение в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук остается на месте.
D34 находится на II ступени натурального мажора, гармонического минора. Интервальный состав равен 3м + 2б + 3б. Разрешение в тоническое развернутое трезвучие, при этом верхний звук двигается вверх.
D2 находится на IV ступени (субдоминанта), поэтому из всех обращений аккорд наиболее диссонирующий. Он также имеет место в натуральном мажоре и только в гармоническом миноре. Интервальный состав равен 2б + Б35. Разрешение в тонический секстаккорд (T6) с удвоенным основным тоном, при этом верхний звук двигается вниз.
Определение на слух:

а) местоположение секунды, при поочередном проигрывании или пропевании, указывает, какое обращение D7-аккорда мы слышим;
б) тяготение верхнего звука к разрешению, при одновременном звучании аккорда, также подсказывает, какое обращение D7-аккорда следует назвать.
Правило разрешения D7-аккорда и его обращений.
Прима - на месте.
Терция - на полтона вверх.
Квинта - на тон вниз.
Септима - полтона вниз (dur), тон вниз (moll).
Исключение: прима при разрешении D7 основного вида двигается скачком на кварту вверх или на квинту вниз в тонику.

4. Особенности четырехголосного изложения обращений D7-аккорда
Главное условие - это положение баса.
D7 - прима аккорда и V ступень тональности.
D56 - терция аккорда и VII ступень натурального мажора, гармонического минора.
D34 - квинта аккорда и II ступень тональности.
D2 - септима аккорда и IV ступень тональности.
Остальные три звука могут располагаться в любом порядке по голосам тенора, альта и сопрано. Определите сами мелодическое положение, расположение и название аккорда.
Сыграйте их, спойте по вертикали и аккордом (хором класса).


Примечание. При определении на слух аккордов подобного изложения следует ориентироваться на бас, определяя его ступеневую принадлежность и слушая ход его разрешения.
5. Памятка к D7- аккорду и его обращениям
Мажорная окраска, диссонанс, крайне неустойчиво.

Задания:
1. От звука "ре" построить D7 и его обращения, сделать разрешения и определить тональность в каждом отдельном случае.
2. Построенное спеть, поддерживая инструментом только исходный звук.
3. Играть D7 с обращениями, в четырехголосном изложении, в тональностях: G-dur - e-moll, F-dur - d-moll.
4. Сольфеджировать одноголосие.
далее ...